яблоки на снегу,
розовые на белом...
под этот чудесный советский хит я и расписывал этот шкафчик- замечательно получилось
этакая смесь абстракции, русской хохломы и японских мотивов..
яблоки на снегу,
розовые на белом...
ты им еще поможешь,
я себе не смогу...
большое значение в хохломских узорах имело его исполнение свободно от руки кистью. Теперь, когда мастера перешли к работе
на широких
поверхностях золотистого фона, могла еще более ярко проявиться свойственная темпераменту русского орнаменталиста
склонность к широте письма. Смелый кистевой мазок становится одним из основных элементов травного узора. По-разному
сочетая удлиненные мазки красной и черной краски, крупные и мелкие, сочные корпусные и легкие, мастера создавали
мотивы травок, цветов, кустов и деревьев с пышной кудрявой листвой. Рисунок дополнялся мотивом ягод и цветов,
наносившимися с помощью тычка, томпона или мягкой пористой губки. Легкость и непринужденность орнаментального почерка
мастера становятся критерием художественных достоинств произведения. Исполнение росписи от руки кистью вырабатывало
у мастеров привычку свободно варьировать орнамент. На особенности травных узоров влияли и формы точеной деревянной
посуды. Мастера искали приемов декорировки, экономных в отношении затрат труда и обеспечивающих наибольший художественный
эффект, В процессе их работы для каждого вида изделий в Хохломе были найдены типовые композиции росписи, наиболее
соответствующие характеру их формы и размерам.Рисунки на чашах и блюдах основаны на тонком понимании приемов
композиции орнамента в круге. Расписывая чашки и блюда, мастера четко выделяли их дно, помещая на нем розетку с линиями,
расходящимися от центра подобно солнечным лучам. На более крупных вещах вокруг розетки рисовали квадрат или ромб с
мягко закругленными углами, который называли пряником, благодаря его сходству с настоящим узорным пряником, положенным
в чашку. Вокруг центра чашки исполняли узор, связанный с движением кисти по кругу.
Самый простой рисунок при этом состоял из вертикальных или наклонных красных и черных мазков. Усложняя его, мастера
помещали рядом по два или по три красных и черных удлиненных мазка, соединяя внизу их концы. Получался мотив так
называемой "лапки", напоминающий птичий след на снегу.На крупных чашках и блюдах мастера часто исполняли
один из видов травного орнамента – "осочку". Это рисунок стеблей и удлиненных листьев травы, как бы склоненных
порывом ветра. "Осочки" располагались по бортам чашек и блюд, обрамляя розетку с "пряником". Динамический ритм
стеблей и трав на вогнутой сферической поверхности чаши был особенно ощутим благодаря статичному узору "пряника".
В рисунках "осочки" проявлялась любовь мастеров хохломы к природе. Многие мастера хохломской росписи рассказывают о
них как о самых любимых в
промысле видах травного орнамента. Ощущение простора, радующего нас в природе, достигается в рисунках "осочки"
благодаря свободному размещению мотивов на золотистом фоне высоких покатых стенок блюд. Просвечивающий сквозь ажурный
узор листьев и ветвей "осочки" золотистый фон придает росписи праздничный и богатый вид. Одно из красивейших
блюд с орнаментом "осочки" принадлежит Семеновскому музею. Оно было приобретено вместе с другими расписными вещами в
доме бывших купцов Витушкиных, занимавшихся торговлей хохломской посудой. Блюдо относится к числу самых ранних из
дошедших до нашего времени произведений травной хохломской росписи. По воспоминаниям владельцев оно переходило в
семье Витушкиных от поколения к поколению в числе бережно хранимых памятных вещей и могло быть расписано в середине
или даже в первой половине XIX века.Блюдо имеет в диаметре более полуметра. В центре его четко выделяется
традиционный квадрат "пряника" с золотистыми листьями на черном фоне, а по бортам – крупные ветви с красными и черными
листьями и ягодами, исполненные уверенно и четко широкими мазками. Своеобразная суровость, увиденная мастером в природе и,
может быть, свойственная его натуре, подсказала строгие и торжественные ритмы орнамента хохломского узора.
Москва Петровско- Разумовский проезд д 12 кв 74 +7 903 598 35 00 Григорий